Институт «Открытое общество»
2004 г.

На конкурс было подано 57 заявок. Из них: ФАКУЛЬТАТИВЫ (20)

Аминов Р.Б., средняя школа №2, г. Дзержинск. Проект "Развитие изобретательского мышления". Курс направлен на обучение способам получения знаний. Любое творчество начинается с изобретательского мышления. Оно формируется за счет активизации и закрепления творческих способностей путем решения творческих задач.

Андреева А.Н., школа №42, г.Чебоксары. Проект "Экология здоровья человека". Курс направлен на формирование нового мышления и отношения к общественному и личному здоровью, формирование потребностей в здоровом образе жизни, приобретение умений и навыков правильного поведения в природной и социальной среде, навыков здорового образа жизни.

Бруцкая Л.А., школа №100, г. Пермь. Проект "История города Перми". Курс предназначен для гуманитарного класса общеобразовательной школы и является частью образовательного проекта "Горожане", целью которого является формирование горожанина, способного воспринять, сохранить и приумножить богатое разнообразие культуры г. Перми.

Ермаков Д.С., школа №12, г. Новомосковск , Тульская обл., Проект "Экологическое образование для решения экологических проблем". Оформление, тиражирование и распространение учебно-методических материалов по курсу "Экологическое образование для решения экологических проблем"

Зорин Ю.В., школа №102, г. Пермь. Проект "Программный комплекс для углубленного изучения своего края". Программный комплекс состоит из двух учебных курсов: "Территориальная организация жизни общества" и "Мой город Пермь". Особенностью программы является обобщенный характер содержания, который раскрывается на конкретных примерах, связанных с территорией Пермской области. Новизна состоит в том, что внимание обращается на разделы, которые не изучаются в школьном курсе географии, но без которых не может быть полноценного географического образования.

Иванова Е.А., школа №34, г. Чебоксары. Проект "Экология на каждый день". Проект направлен на реализацию экологического образования. Ставит задачу научить школьников экологически правильно оценивать свои действия в быту, в труде, самостоятельно осуществлять исследования элементарных экологических проблем.

Киркина Е.Э., школа №100, г. Пермь. Проект "Язык модернистского искусства". Курс направлен на формирование навыков "прочтения" модернистского искусства.

Кулева С.В., Кузенков О.А., техническая гимназия, г. Нижний Новгород. Проект "История духовного становления человечества". Проект направлен на поддержку преподавания курса "История духовного становления человечества" для учащихся 8-9 классов. Курс преподается как предмет по выбору. Востребованность, актуальность, а также результативность подтверждены практикой апробации (1994-99 гг). Курс может использоваться в школах любого типа.

Лазарева О.Б., гимназия №2, г. Нижний Новгород. Проект "Фольклор". Курс призван ознакомить детей с традиционной культурой родного нижегородского края. Курс дает возможность детям открыть для себя эмоциональные, нравственные и эстетические ценности , заключенные в народном фольклоре. Адресован учащимся 2-3 классов.

Лашков К.В. Центр обучения и развития одаренных детей, Нижний Новгород. Проект "Парадоксы истории". Курс предназначен для проведения факультативных занятий в старших классах. Специально подобранные исторические задания позволяют активизировать ранее усвоенные знания по различным историческим эпохам и способствуют формированию дивергентного мышления.

Мухина И.З., школа №1, г. Дзержинск. Проект "Суперсегментные средства русской речи". Курс является первым в цикле факультативов "Практическая стилистика". Его задача - стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, научить выразительно читать и говорить. Предмет изучения составляет интонационная сфера произведения.

Мухина Т.З., школа №1, г. Дзержинск. Проект "Практическая экология". Курс дополняет теоретический курс "Экология". Целью практики является знакомство с закономерностями структуры и функционированием интактных и антропогенно трасформированных экосистем и выработка у обучаемых грамотного поведения в природе.

Плаксина Е.А., школа № 11, г.Тула. Проект "Мудрость жизни". Курс психологии для 10-11 классов. Содержание и структура курса должны помочь учащимся приобрести знания о законах Природы , эволюции человека, сформировать новое мировоззрение, что позволит им по-новому взглянуть на себя, на окружающий мир, правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми.

Печникова Л.В., лицей №28, г. Нижний Новгород. Проект "Культурно-исторические сравнения при изучении русской литературы в контексте мировой". Курс ориентирован на использование любой возможности для сравнения и сопоставления творчества русских писателей с творчеством зарубежных с целью развития творческого потенциала учащихся. Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе. За основу изучения русской и зарубежной литературы взят принцип историзма, который позволяет определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.

Пушкова С.Б., школа №11, г. Тула. Проект "Языки древних цивилизаций". Курс - историко-лингвистический, является составной частью программы "Культурология". Его цель - развитие познавательных способностей у детей, построение четкой системы взаимосвязи древних и живых языков, выявление общих закономерностей лингвистических явлений. Курс представляет собой органическое сочетание трех компонентов : "Элементы языкознания", "Основы греческого языка", "Основы латинского языка".

Черкасова Л.Г., лицей №8, г. Нижний Новгород. Проект "Практикум по экологии". Практикум является логическим продолжением курсов "Основы экологии", "Природопользование", которые преподаются в некоторых школах. Программой предусмотрено непосредственное общение с природой во время экскурсий и полевых исследований. Тематическое планирование позволяет четко распределить значительную учебную нагрузку (108 час.), организовать занятия на базе кабинета экологии и практические занятия на экскурсиях.

Чубарова С.Н., школа №3, г. Тула. Проект "Эмоционально-коммуникативный тренинг с элементами имаготерапии и психогимнастики". Тренинг служит профилактическим, терапевтическим и развивающим целям. Возрастная адресация - начальная школа (1-2 классы) и средняя школа (5-6 классы), как наиболее критические периоды формирования личности ребенка. Общими задачами тренинга являются сохранение психического здоровья детей, предупреждение эмоциональных расстройств, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психологического напряжения, связанного с началом школьного обучения и переходом из начальной школы в среднюю, создание возможностей для самовыражения.

Шевцова Л.А., лицей №8, г. Нижний Новгород. Проект "Новому веку – новые формы общения". Проект направлен на обучение учащихся искусству общения в мировом информационном пространстве. Проект предусматривает создание и развитие школьного сервера "Terra Incognita" как места активного общения учащихся и преподавателей, а также участие в телекоммуникационных проектах по проблемам экологии, медицины, валеологии, психологии и человековедения.

Шенкнехт Г.Ю., школа №100, г. Пермь. Проект "Программа развития творческих способностей учащихся через деятельность театральной студии". Проект содержит программу театрально-творческого развития школьников. Целью ее является формирование готовности личности к развитию собственного творческого потенциала.

Элькинд Т.К. Школа №48, г.Нижний Новгород. Проект "Лесное путешествие". Курс направлен на реализацию концепции экологического воспитания и образования в школе, поиск путей повышения эффективности социальной адаптации подростков средствами дополнительного образования.

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ (37)

Алексеева Р.А., школа 176, г. Нижний Новгород. Проект "Культурно-историческая поэтика". Курс ориентирован на учащихся 10-11 классов, для которых характерно тяготение к синтезу. Обучение ведется в новой учебной среде – школьных литературных кабинетах-музеях (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, поэтов "серебряного века"), где созданы условия для развития всех сфер восприятия (воображения, эмоций, интеллекта).Учащиеся творчески развиваются. Выступая в новой роли – экскурсоводов, архивариусов, критиков, исследователей. Этот предмет способствует социальной адаптации (приучает гибко реагировать на изменения среды).

Аленькина И.И., школа-гимназия им. Пушкина, г. Нижний Новгород. Проект "Этика". Курс призван помочь учащимся в постижении нравственных основ общества. На начальной ступени (1-3 кл.) программа носит пропедевтический характер ("Основы нравственного здоровья") и способствует формированию нравственного отношения ребенка к миру. Дальнейшая реализация программы "Основы нравственной культуры" даст учащимся возможность, постигая общечеловеческие ценности, вырабатывать устойчивость в нравственном выборе в любой жизненной ситуации.

Андосова Т.С., школа-гимназия им. А.С. Пушкина, г. Нижний Новгород. Проект "Русская и современная литература (Х1Х-ХХвв.)". Данная программа дает оригинальную разработку ряда тем и методического подхода к ним. Программная характеристика основных произведений предполагает работу над текстом, его комментарием, представляющим художественное произведение как целостное явление. По выбору имен , по методразработке программа ориентирует не на описательное, информативное понимание литературы, а на постижение ее внутренних законов построения, на изучение стиля писателя.

Бузанов О.М., школа-гимназия им. А.С. Пушкина, г. Нижний Новгород. Проект "Природопользование". Курс направлен на осмысление учащимися базовых отраслей производства и экономики страны. Учитывая тонкости процессов, учащиеся должны проанализировать и самостоятельно подсчитать возможный ущерб экологическим системам от того или иного вида антропогенного воздействия. Интеграция и межпредметные связи естественно-научного цикла позволят им осмыслить приоритетные направления ресурсосбережения и пути оздоровления экологической ситуации в стране.

Васин А.М., школа им. Ломоносова, г. Нижний Новгород. Проект "Изобразительное искусство". Курс направлен на формирование художественной культуры ученика, как части культуры духовной, приобщение его к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого и настоящего. к миру искусства.

Ведяева М.В., школа №3, г. Тула. Проект "Преподавание психологии в средней школе". Программа рассчитана на 5, 8-11 классы и включает в себя теоретические, практические и диагностические занятия по разделам: "развивающая психология", "общая психология", "психология общения". Курс служит для решения следующих задач: формирование у школьников способности к саморазвитию, самоуправлению через познание самого себя. Уменьшение конфликтных ситуаций, снижение уровня агрессивности учащихся, овладение учащимися коммуникативными умениями. Развитие способности к адаптации, развитие познавательных процессов учеников, а также помощь учителям и родителям в определении индивидуального подхода к каждому ребенку.

Гадалова Т.И., школа-гимназия №11 им. С.П.Дягилева, г. Пермь. Проект "Эстетика и эстетическая система в гуманитарной гимназии". Целью данного проекта является становление и развитие курса "Эстетика" в гуманитарной гимназии. Непосредственная задача проекта интеграция и синхронизация с другими предметами , создание материальной базы предмета, развитие художественно-эстетической среды гимназии за счет применения новейших педагогических технологий.

Гусева С.В., школа-лицей №2, г. Тула. Проект "Психология человека". Учебный курс предназначен для старших классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и направлен на формирование у учащихся основы психологической культуры и отвечает их познавательным и личностным потребностям.

Гуткина Н.Д., школа-педагогическая гимназия, г. Нижний Новгород. Проект "Библейское классическое наследство". Проект представляет интегрированный годовой курс, ориентированный на отношение к Библии как к ключевому тексту и открытой книге. Духовное постижение которой продолжается в каждом новом поколении. Классическое наследие мудрецов и современные научные изыскания, диалог читателя с Текстом открывает всю полноту человеческого бытия, ключевые духовные ценности.

Дашниц Н.Л., школа № 76, г. Ярославль. Проект "Литературное краеведение". Проект представляет собой специализированный курс по литературному краеведению Ярославской области и предназначен для учащихся восьмых-девятых классов. Спецкурс рассчитан на 136 учебных часов и введен в школе в рамках специализации "Краеведение"

Ершов М.Г., школа №15, г. Пермь. Проект "Глобальная эволюция мира и роль человека в ней". Курс разработан для старшей школы в обьеме 20 часов и направлен на формирование единой картины мира на основе идеи единой эволюции мира, философском осмыслении роли и места человека в мире и необходимости преобразования человеческой деятельности в направлении гармоничного существования человека и мира.

Жидкин В.И., школа Мордовский РИПКРО, г. Саранск. Проект "Основы экологии". Проект направлен на совершенствование содержания и методики преподавания нового школьного курса "Экология". Предполагается подготовка к переизданию изданного ранее регионального учебника "Основы экологии". Будет представлена современная экологическая ситуация на глобальном,. национальном и региональном уровнях.

Колбовская В.Г., школа-гимназия №1, г. Ярославль. Проект "Уроки этики". Проект направлен на формирование системы знаний об этике, моральных позиций у детей, на развитие нравственных чувств и опыта нравственного самосовершенствования. Курс "Уроки этики" включен в качестве регионального образовательного компонента в школьные учебные планы Ярославской губернии.

Корчагина Т.А., школа №4, г. Дзержинск. Проект "Человек и мир". Пропедевтический курс предмета мировой художественной культуры в начальной школе. Авторская программа "Человек и мир "включена в учебный план в качестве школьного образовательного компонента.

Костицына В.С., школа-лицей №2 при ПГУ, г. Пермь. Проект "Психология" (10-11 классы). Программа содержит основные разделы психологических знаний по истории психологии, общей психологии, социальной и практической психологии.

Кузнецов А.А., школа негосударственная гуманитарно-художественная им.М.В.Ломоносова., г. Нижний Новгород. Проект "Основы политологии". Курс предназначен для учащихся 11 классов средних школ. Он имеет целью формирование знаний по теории и практике политологии в связи с характерными процессами государственного строительства в России. Курс находится в тесной связи с гуманитарными дисциплинами обществоведческого блока школьной и вузовской программ. Изучение базовых проблем курса соотносится с современными общемировыми политико-идеологическими тенденциями.

Кулева С.В., школа-гимназия №87, г. Нижний Новгород. Проект "Мир и человек". Проект предназначен для дальнейшего совершенствования авторского курса "Мир и человек" (философская пропедевтика для начальной школы), обобщения и распространения опыта работы по апробации курса. Новизна курса заключается в не имеющем аналогов содержании, использовании новейших педтехнологий (система творческих заданий, моделирование. учебный диалог, модульные программы), системы энциклопедической литературы.

Ленская Н.А., школа-гимназия им. А.С. Пушкина, г. Шахунья Нижегородская обл. Проект "Духовность и русская литература". Данный курс является частью литературного образования гимназии, направленного на формирование личности, способной "принять" духовный опыт культуры, накопленной человечеством и сохраненный в книге. Постижение тайны души, открываемой в произведениях мастеров слова русской классики, помогает развитию души ребенка на каждой ступени читательского восприятия. Мир чувств, сопереживание, философское осмысление бытия, борьба вечного и сиюминутного - задачи, решаемые проектом.

Лукашенко С. Е., лингвистическая школа №11, г. Тула. Проект "Экология" (на английском языке). Учебный курс "Экология" на английском языке для старшеклассников рассчитан на 68 часов. Курс интегрированный. В нем обобщаются знания, полученные учащимися на уроках географии, биологии,. Истории, химии, физики. Занятия проводятся в форме лекций и семинаров. Курс состоит из восьми глав. По завершении изучения каждой главы учащиеся выполняют творческую работу в виде реферата, доклада или сообщения.

Новикова М.Ю., гимназия №38, г. Дзержинск. Проект "Риторика". Целью курса является формирование у учащихся культуры речевого поведения, практических навыков создания речевого произведения в устной и письменной форме, подготовке и произношения публичной речи на различные темы с учетом аудитории. Особенность данной программы состоит в том, что она объединяет три практически самостоятельных курса: "Основы риторики (Учимся говорить)" для пятого класса, "Основы риторики (Учимся общаться)" для шестого класса, "Основы риторики" для седьмых - девятых классов, где основное учебное время отводится активной практической деятельности учащихся.

Панкратов И.Е., школа негосударственная гуманитарно-художественная им. М.В.Ломоносова, г. Нижний Новгород. Проект "Библейские сюжеты". Настоящий проект имеет целью разработку, чтение и распространение общего учебного курса "Библейские сюжеты".Курс рассчитан на ознакомление учащихся с содержанием Библии в доступной для детского восприятия форме. Материал дает необходимую основу для восприятия и усвоения последующего курса "История религии". Новизна курса заключается в том, что событийная сторона и духовно-ценностные аспекты Библии соотносятся с современным уровнем сознания.

Пескова И.В., школа №25, г. Нижний Новгород. Проект "Естествознание для гуманитариев". В проекте изложена оригинальная концепция преподавания естественно-научного цикла в гуманитарно-ориентированной школе, основной целью которой является формирование живого знания, дающего возможность творчества. В основу построения положено эволюционизм и витальность естетсвеннного образования, а также ориентация на естественно-научный эксперимент как объединяющую основу естествознания и отказ от излишней математизации предмета. Важными принципами построения цикла авторы видят сохранение единства и многообразия естественных наук и разноуровневое построение курсов, базирующихся на определенной познавательной модели и глубине взгляда на объект исследования.

Пищик Н.Л., школа №186, г. Нижний Новгород. Проект "Психология". Курс направлен на формирование психологической культуры школьников, на решение задач профессионального самоопределения учеников с учетом индивидуальных психологических свойств на ступени завершения основного общего образования.

Поварицына Е.С., школа-лицей №2 при ПГУ, г. Пермь. Проект "Исследовательский практикум по истории". Программа исследовательского практикума, главным образом, рассчитана на изучение истории Отечества через документы, мемуары и другие источники. Учащиеся начинают с анализа древнерусских повестей и, постигая принципы научно-исследовательской работ, выходят на написание рефератов по самым различным проблемам, часть из которых рассматривалась на практических занятиях.

Полякова Н.А., школа-лицей №2 при ПГУ, г. Пермь. Проект "Учебная программа по литературе" (10 класс). Авторская программа по русской литературе второй половины Х1Х века для 10 класса в школах с углубленным изучением литературы.

Пономарева М.Л., школа-гимназия им. А.С. Пушкина, г. Нижний Новгород. Проект "Эстетика". Курс знакомит с отечественным изобразительным искусством, этапами его становления и развития от эпохи крещения Руси до начала ХХ века. Искусство изучается в тесной связи с важнейшими событиями общественной жизни России, достижениями ее литературы и эстетической мысли. Приобщая учащихся к вечным ценностям, курс играет важную роль в патриотическом, нравственном и эстетическом воспитании школьников, их духовном обогащении, формирует умение творчески мыслить, пробуждает интерес к самостоятельному творчеству.

Рат М.Н. Школа-гимназия им. А.С. Пушкина, г. Нижний Новгород. Проект "Изящная словесность". "Филологический анализ художественного текста" ("Изящная словесность") - междисциплинарный курс, ориентированный на преодоление обособленности между лингвистическими и литературоведческими предметными циклами. Курс открывает возможность решить одну из важнейших задач школьного образования - воспитать читателя. Умело выстроенный и тактически преподнесенный, он, не разрушая художественной ткани произведения, помогает понять его глубинный смысл. Предлагаемый курс расширит представление о мире и человеке, пробудит у детей глубокий интерес к изучению родного языка, поможет решить первоочередную проблему - формирование личности через воспитание культуры чтения. Объектом изучения данного курса являются произведения А.С. Пушкина как непревзойденнейшие художественные образцы. Важнейшая особенность данного курса - вовлечение детей в сферу активного мыслительного поиска, наблюдения, исследования, а также наличие широкого образовательного поля, помогающего учителю делать уроки "изящной словесности" востребованными"

Рат Р.Н., школа-гимназия им. А.С. Пушкина, г. Нижний Новгород. Проект "Зарубежная литература". Курс знакомит учащихся с зарубежной литературой . с основными этапами ее развития от античности до современности. Литературные произведения изучаются в тесной связи с важнейшими событиями общественой жизни стран Западной Европы, достижениями эстетической мысли, музыки, живописи. Курс формирует творческую мысль, пробуждает интерес к самостоятельному творчеству. Дает возможность ученикам почувствовать себя соучастниками великого процесса духовного развития человечества.

Рожихина И.М., лингвистическая школа №11, г. Тула. Проект "Экология" (на немецком языке). Курс предназначен для старшеклассников специализированных школ и рассчитан на 68 часов. Цель курса – развитие познавательных способностей у учащихся, формирование у них экологического сознания, выработка активной жизненной позиции в области экологического образования. Отличительной особенностью курса является сравнение различных подходов в решении экологических проблем в Тульской области с аналогичными проблемами в других областях России и зарубежных странах.

Селезнева Г.А., Соколова В.В., Кожевникова Л.Г., педагогическая гимназия, г. Нижний Новгород. Проект "Особенности нравственного воспитания девочек в начальной школе"
Предлагаемый проект представляет собой учебный курс этической грамотности с 1 по 4 класс, направленный на нравственное становление личности девочки, будущей матери, человека, способного профессионально и личностно состояться. Структура программы предполагает формирование чувства любви, заботы и ответственности по отношению к тому, что окружает девочку, чем она живет, через что идентифицирует себя в разнообразии социальных ролей, иначе говоря, как осуществляется стратегия познания. В процессе овладения содержанием курса девочки усвоят правила гигиены, научаться быть аккуратными, опрятно одеваться, получат навыки культуры поведения, общения, овладеют умением применять их в различных ситуациях, заложат в сознание основы любви и заботы о своих близких.

Синицына А.Г., школа №93, г. Пермь. Проект "Артстудия "Вежа". Работа Артстудии "Вежа" позволяет осуществить интеграцию основного дополнительного образования, активно воздействовать на социокультурный опыт ребенка, способствует созданию предпосылок для восстановления утраченных традиций славянского мира, позволяет заложить основу внимательного отношения к культуре родной страны ,уникальным явлениям науки и искусства.

Соколова В.В., педагогическая гимназия, г. Нижний Новгород . Проект "Искусство жить среди людей". Проект представляет собой иерархически организованную совокупность интегрированных гуманитарных курсов этнокультурной и коммуникативной направленности, базовым среди которых является курс "Культура общения", предлагаемый учащимся 9-10 классов. Являясь ответом на потребности общества и индивида в коммуникативно полноценной личности, способной лишь в процессе общения эффективно использовать и развивать эмоциональную и интеллектуальную сферы, программа курса призвана решать задачу формирования коммуникативных умений, уровень достижения которых фиксируется в требованиях программы и может быть диагностирован.

Соколова В.В., Кожевникова Л.Г., педагогическая гимназия, г. Нижний Новгород. Проект "Этическое развитие учащихся". Проект представляет собой отражение системы работы по воспитанию этической культуры гимназистов с 1 по 9 классы через учебные предметы по этике и этикету (в рамках школьного компонента) и через дополнительное образование, реализуемое классными руководителями и кураторами на часах общения.

Чучко И.В., школа № 76, г. Ярославль. Проект "История Ярославского края". Проект представляет собой разработку специализированного учебного курса "История Ярославского края" с древнейшего прошлого Ярославских земель до начала 19 века, предназначен для учащихся восьмых-девятых классов. Курс рассчитан на 140 учебных часов и введен в школе в рамках специализации "Краеведение" за счет регионального и школьного компонента базисного учебного плана.

Шамрей С.Ю., школа п. Дубрава, Дальне-Константиновский р-н, Нижегородская обл. Проект "Лингвоэкология". Курс лингвоэкологии в 8-9 классах – это новый интегративный предмет содействующий расширению и уточнению словаря общих (философских, культурных и др.) и специальных терминов, понятий. Многообразное применение систем понятий в практической деятельности способствует их усвоению, более точному речевому функционированию, становлению мировоззренческой культуры. Предмет дает новые возможности для опыта индивидуальных и коллективных творческих решений.

Якимова Е.Ю., школа-гимназия им. А.С. Пушкина, г. Нижний Новгород. Проект "Образы русской культуры". Проект представляет объединение учебных курсов, отбор содержания и методику преподавания культурологических дисциплин в цикле "Образы русской культуры". Цикл состоит из взаимосогласованных курсов: "Славянская мифология. Мир русского слова", "Музыкальный фольклор", "Прикладное искусство и этнография", "Русские и европейцы. Фольклор, традиции, обряды". Целью введения курса является создание условий для освоения национальной социокультурной среды как основополагающего условия приобщения учащихся к духовной культуре других народов, общечеловеческим ценностям, мировой культуре в целом.

Яшина Н.Ю., НИРО, г. Нижний Новгород. Проект "Гражданское образование в начальных классах"

Институт «Открытое общество»
Источник: http://www.opensocietyfoundations.org/
2004 г.