Институт «Открытое общество»
2002 г.

ТЕХНОЛОГИИ."ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ"

"Развитие критического мышления" - это современная образовательная технология, разработанная американскими специалистами по педагогике на основе обобщения опыта мировой педагогики и исходя из актуальных потребностей системы образования. Эта технология апробирована педагогами различных стран мира, и с 1997-1998 года успешно развивается в России. Технология развития критического мышления предлагает набор конкретных методических приемов, которые предназначены для использования на различных уровнях образования (от детского сада до ВУЗа), в различных предметных областях, видах и формах работы.

Технология развития критического мышления позволяет четко организовать учебный процесс и решить важнейшие образовательные и воспитательные задачи:
- существенно повысить интерес учеников как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- развить у учеников умение самостоятельно обрабатывать информацию и осуществлять осознанный выбор во всех сферах деятельности;
- существенно повысить эффективность восприятия информации учениками;
- сформировать навыки работы в коллективе.

"ДЕБАТЫ"

"Дебаты" - это технология: как построить речь, как выступать, как разыскать и грамотно использовать новую информацию, как задавать и отвечать на вопросы.
"Дебаты" - интеллектуальная игра, система структурных дискуссий, в которой две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики. Дебаты развивают лидерские качества и толерантность, умение самостоятельно принимать ответственные решения, быстро ориентироваться в трудной ситуации. Дебаты являются эффективным средством обучения. В России накоплен большой опыт применения "Дебатов" в учебном процессе школы и ВУЗа на занятиях гуманитарного и естественно-научного цикла. В зависимости от поставленных целей и задач, "Дебаты" могут выступать и как форма урока, и как элемент урока, и как форма аттестации учащихся. Обучающие, воспитательные, коммуникативные аспекты дебатов позволяют использовать их в научно-исследовательской, внеучебной деятельности школьников и студентов, а также во внеклассной работе.

Технология "Дебаты" успешно применяется в образовании взрослых при переквалификации или получении второго высшего образования. Технология дебатов представляет исключительно широкие возможности тренинга личностных, профессионально и социально значимых качеств управленческого персонала, навыков цивилизованного общения и дискуссии, а также навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

"ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ"

"Педагогика здоровья"- это комплексная программа обучения здоровому образу жизни. В ней используются современные интерактивные методы работы с подростками (ролевые игры, дискуссионные группы, аудиовизуальные средства и др.), сфокусированные на индивидуальном принятии решений, личной ответственности за собственное здоровье и окружающую среду, развития самооценки и понимания других людей. В основу программы положено понятие "целостности". Здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых аспектов: социального, физического, личностного, духовного, эмоционального, интеллектуального.

Целью программы "Педагогика здоровья", реализуемой в Нижегородском регионе с 1994 года, является обучение преподавателей и врачей интерактивным методам работы с подростками в плане профилактики вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни. Практика внедрения программы показывает, что, пройдя курс обучения, учащиеся начинают понимать и признавать вредность курения, употребления алкоголя и наркотиков, изменяют в лучшую сторону жизненные установки и повседневные привычки через просвещение.

"СООБЩЕСТВО"

Программа "Сообщество", реализующаяся в России с 1994 года, состоит из нескольких проектов, которые определяют направления ее развития: "Ранний возраст" (ясли), "Дошкольный возраст" (детский сад), "Начальная школа", "Высшая школа". Программа "Сообщество" реализует педагогический подход, принципы которого едины для дошкольного периода и начальной школы. Базисом программы выступает создание демократического сообщества, в которое входят дети, их семья, педагогический персонал. В таком сообществе, основанном на принципах взаимного уважения, поддержки и партнерства, каждый из участников получает прекрасную возможность реализовать свои индивидуальные способности и интересы. В основе программы лежит твердое убеждение, что наилучшим видом обучения для детей является самостоятельное исследование Именно поэтому огромное значение придается свободной самостоятельной игре детей, как форме их активного экспериментирования с миром, образ которого рождается в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Используемый в программе метод интегративного планирования позволяет педагогу разносторонне раскрывать избранную для работы с детьми тему, формировать у детей гибкие и целостные представления о мире. И что наиболее важно - каждый ребенок имеет возможность учиться в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом развития.

"ОБРАЗ И МЫСЛЬ"

"Образ и мысль" является адаптированным к культурно-образовательному контексту России и реальной педагогической ситуации российской школы вариантом американской программы "Visual Thinking Strategy". Программа призвана формировать у детей потребность всматриваться и вдумываться, осознавать и интерпретировать зрительные образы, даже такие сложные как произведения изобразительного искусства. Цель программы - содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития. При подборе зрительных рядов используется методика, опирающаяся на теории стадий эстетического развития американского психолога А. Хаузен.

Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и, в меру своих возможностей, приближаются к постижению их многогранного содержания. Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная групповая дискуссия. В атмосфере доброжелательного внимания к каждому участнику обсуждения дети рассматривают картину, начинают воспринимать ее настроение, "читать истории" заключенные в произведениях искусства, с помощью педагога, ведущего дискуссию, учатся выражать словами свои мысли и чувства, слушать друг друга, у них накапливается опыт коллективной творческой деятельности.

Институт «Открытое общество»
Источник: http://www.opensocietyfoundations.org/
2002 г.