Институт «Открытое общество»
2001 г.

24 августа 2013 года. Обучение в сетевых сообществах. Дополнения: 08/24/2013 01:02:41

Селестина Френе волновало увеличение свободного времени у школьников и он стремился выстроить клубную систему, призывал планомерно организовывать в деревнях и городских кварталах новые клубы, которые должны были привлечь подростков к одухотворенному труду, раскрыв им цель и смысл жизни. Для этого необходимо предоставить широкий выбор всевозможных видов работы, чтобы каждый мог найти то, что ему по душе: живопись и рисование, гончарное искусство, фото- и кино-дело, сборка радиоприемников, издание газет и полиграфия, естественные науки, столярное ремесло, кройка и шитье и т.д. Иллич выступал против монопольного школьного образования.

При этом и тот и другой использовали общее определение для хорошей системы обучения - учебная сеть. Френе еще в тридцатые годы разработал и организовал школьную корреспондентскую сеть. В рамках этой сети школьники обменивались текстами и картинками и, таким образом, включались во взаимодействие с другими школьниками, во взаимодействие со своими собственными представлениями, и такими понятиями как прошлое, настоящее и будущее. Целью Френе было не только расширение горизонтов взаимодействия ребенка с информационной культурой, но и постановка перед учеником проблем, связанных с его собственной индивидуальностью и его взаимосвязью с окружающим миром. Френе рассматривал коммуникационные возможности - музыкальные записи, фотографии, телефонные разговоры, радио, кинофильмы и телепередачи - прежде всего как средства для выработки учеником своего собственного языка, при помощи которого он мог бы общаться с другими людьми.

Иван Иллич создал городскую учебную паутину, которая позволяла всем желающим обмениваться знаниями и навыками, используя для этого обучную почту, телефон и электронные дости объявлений. Хорошая образовательная система для Иллича должна удовлетворять трем следующим требованиям:
обеспечивать всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время и независимо от их возраста;
поддерживать усилия всех, кто хочет поделиться своими знаниями и умения, в поиске тех, кто хочет у них научиться;
и предоставлять всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности свои результаты.

Существуют всего несколько - четыре, а может быть даже только три канала или поля обмена знаниями, которые содержат все необходимые ресурсы для настоящего учения:
Вещи
Наставники
Ровестники
Эксперты, Критики

Ребенок вырастает в мире вещей (предметы, книги, технические средства), окруженный людьми, которые служат ему в качестве примеров и моделей жизненных навыков и ценностей (Родители, Наставники). Он находит себе равных, с которыми может обсуждать, спорить, соревноваться, и среди которых он может быть понятым (Дети или Ученики); и если ему особенно повезет, он встретится с критикой и противоборством со стороны старших, который действительно заинтересуется его продвижением в обучении (Взрослые, Эксперты).

Сегодня, когда непрерывное образование всех членов общества становится необходимым условием выживания человечества в обществе (Росне, Моисеев), мы все чаще возвращаемся к идеям учебной паутины (Learning Web) Ивана Иллича.

Сеймур Пейперт посвятил отдельную главу своей книги "Переворот в сознании" обсуждению образов учащегося общества. В этой главе Пейперт, столь много сделавший для развития компьютерной культуры, задается вопросом - найдется ли в этой культуре место школе и уделяет большое внимание поиску моделей и построению моделей внешкольной деятельности, в вторую могут быть вовлечены дети. И сравнивая им самим и его коллегами школу Лого и бразильскую школы самбы, Пейперт выделяет основное отличие:
школы самбы не изобретались исследователями, не субидировались из соответствующих фондов и не возникли в результате решения правительства.
Ничего подобного не происходило, а школы возникли. Это, очевидно, относится и к любым новым удачным формам учебных ассоциаций, которые могли бы возник-нуть из матетической компьютерной культуры. Новые плодотворные социальные образования должны своими корнями уходить в культуру, а не возникать по предписанию чиновников. Новаторы в образовании должны осознавать, что для успешного осуществления их предложений необходимо, чтобы эти предложения нашли отзвук в окружающей культуре, и в них следует использовать динамичные тенденции культуры в качестве посредников педагогического вмешательства.

Сходные работы ведутся коллективом во главе с Ди Дикинсон - практика создания центров для молодых родителей, учебных клубов на базе публичных библиотек и т.д. Эта практика имеет очень мало черт, сходных со привычным школьным обучением
New Horizons for Learning: Welcome to The Building.

Ян Виссер (Learning Development Institute) пытается преодолеть проблемы связанные с тем, что мы привыкли называть школами здания, куда мы отправляем детей учиться. Он определяет практику школьного обучения (schooling), как сознательное посвящение части своей жизни спланированному и организованному процессу научения другого человека. При такой трактовке сама школа (school) может быть переопределена не как место, а как условия в которых осуществляется практика такого обучения.

Работы Виссера и его коллег в последние годы связаны с настойчивым поиском альтернативных форм и условий, в которых может происходит обучение. Показательно для этого направления собрание сочинений-воспоминаний, в которых люди описывали те ситуации и условия, когда, по их мнению, происходило их обучение.

Большая часть описываемых ситуаций никак не связана со стенами школы. Да и более ранние и более известные примеры обучения и активных учебных ситуаций, известные нам по художественной или методической литературе, так же ограничивались школьными стенами. В качестве примера может послужить отрывок из исповеди Руссо, где он рассказывает о том, как строил водопровод для поливки орешника. Марсель Паньоль вместе со своим другом Лили - именно это образование послужило источником его творчества.

Необходимость поиска и создания новых каналов, новых способов воспроизводства самой педагогики на совершенно другом уровне и совершенно других принципах осознается и России. Так, Петр Щедровицкий пишет о том, что в наше время вопросы образования и подготовки кадров вышли за пределы образовательных учреждений (школ, детских садов, высших учебных заведений), перестали быть предметом государственной монополии. ХХ век принес нам идеалы непрерывного образования, общества-агентства (где каждый учится у всех), развивающей и развивающейся культурно-образовательной среды (начиная с детской комнаты и кончая пространственной организацией современного города). Характерно, что для Щедровицкого неочевидно, что сама сфера образования может обладать имманентными механизмами развития. Когда же его спрашивают о том, где могут лежать центры сил, задающих траекторию развития современного образования в России, то он отвечает - "Не знаю, где! Может быть в Интернете". Конечно, это не более чем отговорка и нежелание обсуждать тему, но отговорка и оговорка достаточно показательная, настолько, что ее можно принять за рабочую гипотезу. Вполне вероятно, что будущее педагогики потихоньку вырастает сегодня в сетевых сообществах.

Эту тропинку продолжет переславская тропка -
"по поводу создания Научно-образовательного комплекса в Переславле-Залесском"
Illich, I. (1970) 'Education without school; how it can be done' New York Review of Books 45.
Illich, I. (1972) Deschooling Society New York: Harrow and Row 47.
Illich, I. (1973) Tools for Conviviality. London and New York: Marion Boyars
Dickinson D. Education and the Future. Imagine: What America Could be in the 21st Century (Rodale Books, 2000)
Visser J.Learning together in an environment of shared resources: Challenges on the horizon of the year 2020, Unesco Report, UNESCO Horizon 2020. 1999, May 7. Pp. 1 - 6. 77.
Visser J. Changing Learning Environments: the real and not so real of reality and virtual reality. Prepared at the request of the ADG/ED 78.
Visser J., Visser Y. On the Difficulty of Changing Our Perceptions About Such Things as Learning, The Meaning of Learning Project Learning Development Institute Presidential Session at AECT Denver October 25-28, 2000
Щедровицкий П.Г. К ПРОБЛЕМЕ ГРАНИЦ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Щедровицкий П. Г. В поисках формы

Институт «Открытое общество»
Источник: http://www.opensocietyfoundations.org/
2001 г.