Институт «Открытое общество»
2002 г.

"Глобальная эволюция мира и роль человека в ней" Ершов М.Г., школа №51, г. Пермь

Ведением курса "Глобальная эволюция мира и роль человека в ней" делается попытка решения ряда проблем формирования личности, стоящих перед современной педагогикой и интенсивно разрабатываемых философией образования. Цели, которые ставятся перец курсом, связаны, с одной стороны, с процессом гуманитаризации образования через формирование современной картины мира. интеграции образования на её основе и тем самым влияния на формирование мировоззрения, а с другой стороны, формирование субъектности. развитие диалогической культуры и теоретического мышления посредством философской деятельности. Далее названные положения раскрываются более подробно.

Что касается формирования картины мира, то проблема, которую пытается решать курс, связана с тем, что представление школьника о мире, которое формируется в школе сегодня, в целом существенно отличается от представления мира в понимании науки даже середины XX века, не говоря уже о современной картине мира. Научная революция, которая произошла в середине XX века, открыла мир как единую развивающуюся систему, в которой взаимосвязаны все уровни и части. В школьных же программах представлены научные идеи, соответствующие концу ХЕК и началу XX веков, что не способствует формированию современной картины мира. (В частности, в физике и химии идея эволюции физической и химической форм материи отсутствуют вообще.) Кроме того, мало уделяется внимания ценности и роли человека в едином мировом процессе. В рамках гуманитаризации школьного образования этот вопрос становится особо актуальным, так как современная картина мира более оптимистична и близка человеку, чем, например, в начале XX века. Здесь имеется в виду, в частности, антропный принцип науки, который позволяет говорить не о случайности, а о закономерности появления человека в мире, а в некоторых трактовках даже о необходимости появления человека. Также современная картина мира говорит о невраждебности мира по отношению к человеку и возможности влияния человека на мировой эволюционный процесс. Хотя это возможно пока только в пределах Земли, но, как предсказывал ещё К-Э.Циолковский, это влияние будет разрастаться на солнечную систему и далее. Соответственно здесь встают вопросы этического характера, так как возможности человека, в том числе и разрушительные, постоянно возрастают, и человечеству еще предстоит решать вопрос: каким должен быть человек, чтобы было возможным его выживание и развитие. Особую важность имеет этот вопрос в условиях современного экологического цейтнота. Как заявил президент Римского клуба (это научное сообщество как раз и занимается глобальным моделированием, условиями выживания человечества и выработкой стратегии формирования личности, способной к самосовершенствованию и решению глобальных проблем), для выживания человечества в каждом человеке необходимо воспитывать неприятие насилия, любовь к справедливости и чувство глобальности.

Вторая проблема, которой касается представляемый курс, посвящена вопросу интеграции школьного образования. Понятно, что без целостности знания нет целостности мировосприятия, мировоззрения, а, следовательно, и полноценной личности, осознающей свою ценность, место и роль в мире. Для современной школы эта проблема достаточно острая, её обсуждение ведётся довольно широко, и на актуальности этой проблемы, я думаю, нет смысла акцентировать внимание. На современном этапе в школе существуют попытки интеграции самых различных предметных областей, которые имеют неплохие результаты, но дают общую картину лишь отдельных процессов. В целом проблема формирования единой картины мира в целом остаётся нерешенной. В курсе как раз и сделана попытка произвести интеграцию на основе единого мирового процесса.

Хотелось бы уточнить, что интеграцию не следует путать с меж-предметными связями, которые существуют достаточно давно в школьном образовании. Интеграция предполагает объединение (обобщение) содержания различных учебных предметов на единой основе (идее, стержне интеграции). Соответственно возникает вопрос: что может являться такой идеей для современного образования? Среди таких идей можно назвать, например, идею интеграции на основе фундаментальных законов природы (закон сохранения энергии и т.д.) или интеграцию на основе понятия "человек". В данном же случае центром интеграции является эволюция мира, имеющая направленное развитие от физической формы к химической, далее к биологической и в конечном итоге к человеку. Последний из названных вариантов имеет, по всей видимости, неплохие перспективы, так как позволяет объединить и все предметы естественнонаучного цикла, и предметы гуманитарного и общественного циклов. Другие идеи имеют в этом смысле некоторые сложности. При этом, когда говорится "объединить предметы", то имеется в виду обобщение предметного содержания на уроках этих предметов, а также на спецкурсах, факульта-тивах и т.д. При этом, подобное деление мира на физические, химический, биологический и социальный уровни наиболее удобное для понимания школьников, так как эти формы материи легко ввести на основе объектов изучения знакомых им учебных предметов. Кроме основных четырёх форм материи существуют несколько комплексных форм, которые также напрямую связаны с учебными предметами: экология, география и астрономия. Данная идея интеграции основывается на философской концепции, известной под названием "Единый закономерный мировой процесс". Таким образом, в курсе отдельными блоками, соответственно, рассматриваются основные свойства и развитие физической, химической, биологической и социальной ступеней эволюции.

Что касается социальной эволюции, то одной из её составляющих является исторический процесс человечества. На этой основе осуществляется органическая связь с предметами обществоведческого цикла. Но не только исторический процесс определяет социальную эволюцию. Одним из центральных мест эволюции является формирование и развитие духовного мира человека. При введении этого понятия в курсе сделана опора на свойство мира, которое указывает на то, что у каждой новой ступени эволюции появляются новые свойства, которые несут новое качество, и не являющееся простой суммой свойств предьщущих ступеней. Такое новое качество есть у химической формы по отношению к физической, и, соответственно, у биологической по отношению к химической. Новое качество, которое появляется у социальной формы, o это духовный мир человека, который строится и существует по законам, зачастую во многом отличающимся и даже противоположным законам существования мира материального.

Рассмотрение социальной формы материи не может обойтись без обсуждения проблемы поиска и смысла существования человечества в целом и человека в частности, его ценности, места и роли в мире. Здесь существует прямая связь в первую очередь с литературой, а также с психологией и другими предметами, которые касаются мира человека. Проблема самостоятельного формирования духовного мира как основы собственной жизни - одна из центральных проблем школьного образования, и здесь как раз возникает возможность обсуждать с ребятами вопросы, связанные с этой проблемой.

Следующая задача, которая ставится перец курсом, - это создание условий для философской деятельности, то есть, для философствования детей на основе научного материала. Что это даёт? Во-первых, философствование - это один из способов поставить ребёнка в позицию субъекта. (Поясню, что под философствованием здесь понимается деятельность, в которой выражается отношение субъектах объекту). Во-вторых, в этой деятельности происходит формирование (наряду с другими учебными предметами) теоретического мышления. Здесь имеется в виду развитие умения видеть в окружающих явлениях за внешними проявлениями предельных оснований этих явлений, их сущности, а значит, основания деятельности людей и в том числе основания собственной деятельности, что называется рефлексией. Почему именно философскими средствами - потому, что изучение науки самой по себе решает в большей части информативные задачи образования, и, конечно же, в процессе изучения наук возможно и нужно работать над формированием теоретического мышления, но когда речь вдет о формировании мировоззрения, то средствами одной науки здесь не обойтись. В-третьих, философская деятельность способствует формированию диалогической культуры человека. Опять уточню, что в рамках науки тоже можно формировать диалогическую культуру, но именно философия даёт для этого большие возможности, так как именно философия осмысливает и науку, и религию, и все другие направления культуры. Так как концепция развития мира не является разработанной полностью как в её научной, так и в философской части, то здесь есть возможность познакомить учащихся как с разнообразием научных гипотез, связанных с этим направлением исследования, так и с различными мировоззренческими течениями современной философии. В частности, существует, например, концепция "Эволюционно-космического христианства" П.Т.Шардена, или различные концепции философской антропологии (М.Шепер, А.Ге-лен, ГЛлеснер). Достаточно интересные идеи есть у русских религиозных философов (В.С.Соловьев, А.Л.Чижевский, К.Л.Циолковский и другие). И вообще интересно проследить формирование идеи эволюции, начиная с мифов и древних религий. Достаточно специфическим является вопрос о соотношении между духовным и материальным миром человека, который разными философскими школами решается по-разному. Таким образом, можно реализовать плюрализм преподавания как один из основных принципов рассмотрения философских вопросов.

Курс в настоящее время не является завершенным и находится в интенсивном процессе дальнейшей разработки. Разумеется, у читателя может возникнуть вопрос, с какого возраста нужно начинать эту работу? В нашей школе имеется некоторый опыт работы по этому направлению с пятого класса. Первые сведения по эволюции мира дети узнают на уроках естествознания. Далее, в идеале, возможно, чтобы с первых лег изучения отдельных направлений естествознания (физики, химии,..), при возможности восприятии детей, этот вид интеграции уже начинал работать. Для этого, конечно, со стороны учителей требуется и время для осмысления некоторых частных вопросов, и преобразования предметных программ. Поэтому работа в этом направлении только на начальной стадии. Непосредственный разговор об эволюции мира и рассмотрение философских проблем начинается на данном спецкурсе, который ведётся в 10-х классах. На уроках используются самые различные формы работы: лекции, семинары, дискуссии, конференции, самостоятельная работа с литературой. .. Вопросы спецкурса включены в интегрированный экзамен по естествознанию (физика, химия, биология, география, экология), который проходит в форме интеллектуальной игры. По темам спецкурса учащиеся пишут рефераты и выступают на школьных конференциях. По итогам экзамена, а также по отзывам старшеклассников и учителей можно сделать вывод о том, что данный курс в школе вполне реален, осуществляется систематизация и расширение предметного знания. "Меняется представление о мире", "возникает интерес к философии", как отмечают ребята в своих отзывах.

Автор курса был бы очень рад обмену опытом по проблематике курса как в её теоретической, так и в методической части.

Институт «Открытое общество»
Источник: http://www.opensocietyfoundations.org/
2002 г.