Институт «Открытое общество»
2002 г.

Номинация "Учебные курсы"

"Культура общения как учебный предмет", Соколова В.В., педагогическая гимназия, г. Нижний Новгород

1. Эстетическая система гимназии

Учебный курс "Эстетика" является частью эстетической системы гимназии. Система состоит из непосредственно учебного процесса, включающего школу развития для 5-6-летних детей (школа "АВС"), прогимназию - (начальную школу 1 -3 классы) и гимназию -(5-11 классы).

Окружают учебное ядро творческие объединения, функционирующие в рамках дополнительного образования. Учащимся по выбору и с согласия родителей предлагается серьезное участие в работе творческих объединений, таких, как искусствоведческого, этнографического, художественного и исторического краеведения, геологического, литературно-поэтического, хореографического, хорового, вокального, журналистики, научного, коммуникативного (иностранные языки), театрального. В результате деятельности творческих объединений складывается художественно-эстетическая среда гимназии, состоящая из музея семьи С.П. Дягилева, музея этнографии и народной культуры, музея дизайна, гимназической галереи, музея геологии и художественной обработки камня, музея истории гимназии, хореографического театра, театральных коллективов, вокальной студии "Мастер и ученик", хора мальчиков, НОУ (научное общество учащихся), печатных изданий и газеты "Путь к успеху". Функционирование учебного процесса, творческих объединений, музеев, студий, клубов ведется при наличии прямых и обратных связей. Особое внимание уделяется специфике эстетической деятельности в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Так в начальной школе упор делается на систему посещений художественных мастерских, выставок, театров; средняя школа объединена в клубы; старшеклассники наряду с клубной работой увлечены интеллектуальными играми, международными проектами. Летние каникулы учащиеся проводят в экспедициях, экскурсиях, с индивидуальными исследовательскими заданиями и в профильных лагерях.

Завершают эстетическую систему динамические связи с театрами, художественной галереей, краеведческим музеем, вузами и другими творческими площадками города.

Художественно-эстетическая среда гимназии, с одной стороны. создается при активном участии гимназистов, а с другой стороны, оказывает на учащихся огромное воспитательное воздействие. Эстетическая система пересекается с воспитательной. Воспитание Человека Культуры - ведущий принцип гимназии.

2. Интерьер гимназии

Для художественно-эстетической гимназии особенно важно пространство жизнедеятельности учащегося. Гимназия расположена в историческом здании (архитектурный памятник XIX века, построенный в стиле позднего классицизма, архитектор О. Корвовский), принадлежавшем семье С.II. Дягилева. Интерьер гимназии погружает ученика и учителя в мир культуры, порождает зрительные и силовые поля, формирует психологический заряд воздействия, содержит в себе эстетические образцы и нормы.

3. Учебный план гимназии и программа курса "Эстетика"

Учебный план гимназии построен на культурологических принципах и соответствует экспериментальному базисному плану общеобразовательных учреждений министерства образования. Особенностью учебного плана гимназии является наличие двух осевых учебных предметов, на которые нанизываются остальные. В 1-4 классах o М.Х.К. (мировая художественная культура): 10-11 классах - эстетика. В гимназии преподаются такие предметы как дизайн, основы этнографии и художественного ремесла, этика и этикет, философия, культурология, социология, полито-логия, психология, журналистика. При разработке программ, уроков по иным предметам обязательно рекомендуется учитывать эстетический аспект.

Собственно программа по эстетике создана на основе сочетания проблемно-тематического, исторического, логического и философского подходов к раскрытию содержания предмета. Курс предполагает интеграцию предмета с другими учебными курсами. Строится художественная картина мира с использованием знаний, полученных по другим предметам. особенно в курсе М.Х.К. В курсе "Эстетика" знания переводятся на новый уровень, полноценно включаются эстетическая рефлексия, самоанализ. оценивание, осознание своего эстетического вкуса, идеалов.

Осуществляется дифференцированный подход с учетом различного уровня эстетической подготовки.

Расширение эстетического кругозора гимназиста осуществляется путем ретроспективного экскурса в художественные эпохи. Это помогает встроиться в культурное пространство, "обжить" его, сделать ею узнаваемым, понимаемым, позволяет рассчитывать собственную траекторию развития учащегося.

Эстетика, являясь частью философии, использует метаязык философии, герменевтические методы, свободу интерпретации.

В каждой теме определены педагогические задачи, поставлена исследовательская проблема, сформулированы исследовательские задачи учащихся. Программа включает перечень основных понятий, категорий и персоналий.

Сопровождает программу методический блок, включающий матрицу знаний и описание работы с ней; описание метода проектов, гипотетических путешествий, ассоциативных цепочек. Приводятся примеры тестов, реализующих констатирующий и обучающий контроль.

4. Эстетика и методическая работа.

Методически в гимназии разрабатываются и внедряются педагогические технологии: самообразование, самовоспитание, культурной коммуникации, музейной педагогики, театральной педагогики. В первых двух - усилен эстетический аспект, как в постановке разработок, так и в конкретных заданиях для учащихся. В трех последних - эстетический подход является ведущим.

В технологии "Культурная коммуникация" на основе постижения мировой культуры формируется интерес к культуре, религии, традициям другой страны, воспитывается толерантность по отношению к иному, закладывается умение вести культурный диалог, строятся ценностные ориентации.

Технология "Музейной педагогики" развивается многоаспектно:
музей в пространстве гимназии;
гимназия в пространстве музея;
программа работы музея и учебный процесс;
диалог гимназии и музея;
музей и урок без стен;
гипотетические путешествия во времени и по музеям. Большое внимание уделяется обучению музееведению, вовлечению учащихся в научную, архивную, экспедиционную работу.

Технология "Театральная педагогика" прежде всего выделяет "Театр урока", где исповедуется принцип "Понять - значит почувствовать". Сложные процессы, явления, происходящие в природе, изучаемые в естествознании, разыгрываются на уроках. Структуры, схемы, правила русского языка изучаются в "Театре русского языка".

Технология работает и на формирование деятельности театральных коллективов и на проведение празднеств (Дягилевские дни. Святки, Рождество, Масленица и др.). Создано в гимназии несколько театров:
Театр урока;
Театр этюда;
Театр "Серебряный век";
Театр улицы Сибирской.

Технология предусматривает посещение театров, встречи с по становщиками и исполнителями, проведение "круглых столов", дискуссий, что позволяет визуализировать концепцию автора и исполненной версии, формирует позицию зрителя.

Значение эстетической системы для гимназии трудно переоценить, ибо она является открытой системой, динамически развивающейся, открытой социуму, отправной точкой для вхождения в окружающий мир, другие творческие миры и пространства, которые так ищет и жаждет юность.

Институт «Открытое общество»
Источник: http://www.opensocietyfoundations.org/
2002 г.