Институт «Открытое общество»
2004 г.

Номинация "Учебные курсы"

"Нравственное воспитание девочек". Соколова В.В., Кожевникова Л. Г., Селезнева Г.А., педагогическая гимназия, г. Нижний Новгород

Деструктивная деятельность человека в условиях энергетической цивилизации 20 века создала не только предпосылки экологического кризиса и угрозу для биосферы, для самой жизни на земле. Императив выживаемости человечества, стоящего на пороге третьего тысячелетия, выдвигает на первое место развитие экологического мышления, формирование повышенного чувства ответственности за принимаемые решения, за продолжение жизни человеческого рода, делает актуальной задачу целенаправленного и специального развития витально ориентированного сознания у девочек – у тех, кому природой предназначено продолжать род, давать и защищать жизнь, признавая ее за главнейшую цен-ность. Действительно, как записано в концепции женского воспитания и обучения, прорыв к новому качеству жизни, к преодолению общецивилизованного кризиса возможен лишь средствами образования, способного в рамках новых культурно-созидательных форм, ориентированных не только на предметные знания, но и на знания ценностные и рефлексивные "преобразовать" человеческую природу, задача не может быть решена без определения места и роли женщины, для которой традиционно вопросы воспитания находятся в сфере как профессиональной, так и бытовой компетенции. Сформулированный педагогами принцип учета половых различий в воспитании слабо коснулся педагогической действительности, не стая в реальности основой дифференциации и "раздельности" воспитания девочек и мальчиков, детерминированного особенностями развития будущих женщин и будущих мужчин.

Морально этическая "гибкость" современных женщин, отражая общую ситуацию девальвации духовности, нравственного кризиса в современном российском обществе, выражается в эпатажном отражении позитивных ценностей, формировавших и активно поддерживавшихся традициями отечественной культуры, в первую очередь таких национально значимых ценностей, как девичье целомудрие и совестливость, женская верность и жертвенность, любовь к детям и готовность их оберегать, уважение к родителям и ответственность за их судьбу, работоспособность и надежность, Популяризация западных ценностей и идеалов, образцов жизни, неотделимых от негативного социального опыта, вместе с социально- экономическими сложностями в нашей стране, принесли на отечественную почву проблемы, существовавшие в общественном сознании каких-то 10-15 лет тому назад как "язвы" буржуазной культуры, "пороки" капиталистической действительности. Эти язвы и пороки: детская проституция и бродяжничество, тяжкие уголовные преступления, совершаемые девочками-подростками, женский алкоголизм, растущая ранняя женская наркомания - рассматриваются сегодня в России как серьезная социальная проблема, таящая угрозу для генофонда нации. 1995 год был объявлен ЮНЕСКО как международный год женщины. Этот год оказался для России годом осмысления проблем, имеющих место в жизни женщин, систематизации программ образования женщин, возрождения женского образования. Для нас, работающих в Нижегородской городской педагогической гимназии, 1995 год, международный год женщин, стал годом осмысления проблем раздельного обучения и воспитания девочек в контексте гуманизации образования. Понимая, что возрождение женского образования в условиях отсутствия его концептуальной политики несколько проблематично и мало перспективно, мы поняли и то, что бесполое обучение и воспитание антигуманно, что современное образование не готовит девочку к жизни в условиях рынка, в условиях конкуренции, борьбы за выживание, что здоровье девочки, будущей матери, требует серьезной, целенаправленной работы, отсутствующей на сегодняшний день в системе непрерывного образования. Для нас стала очевидной мысль о том, что судьба России 21 века будет определяться характером и особенно воспитанием сегодняшних девочек. Исходя из этих наших представлений и мыслей, вырос образовательный проект раздельного обучения и воспитания девочек в начальных классах Нижегородской педагогической гимназии, включающий концепцию женского образования, поддержанную системой авторских программ, обеспечивающих как дополнительное образование для девочек, так и целенаправленную адаптацию содержания традиционных дисциплин учебного плана.

Одним из основных курсов проекта является предмет "Этическая грамотность". В основе курса лежит целевая установка на нравственное воспитание девочек и составляет основу развития этического сознания девочек, основу их нравственных убеждений, поступков. Это воспитание через культуру, литературу, историю, музыку, живопись, это воспитание в девочке личности, умеющей найти свое место в современном мире.

Программа "Этическая грамотность" имеет целью воспитание любви и заботы, учит девочек чуткости общения: лучше, глубже понимать чувства и настроение окружающих, им станет легче выражать свои мысли. Девочки усваивают правила гигиены, учатся аккуратно, опрятно одеваться.

Этическое воспитание – неисчерпаемая, многогранная область, которая рассматривается нами через четыре тематические группы:
мой дом
мир моих ценностей
мой город
мое настроение

в которые входят следующие разделы:
человек и природа "Этика отношений к окружающему. Люби Все Живое"
человек и общество "Этика общения в коллективе"
человек среди людей "В человеке должно быть все красиво'"
человек и здоровье "Этика практической гигиены".

Один из важных разделов программы "Этическая грамотность" - раздел "Этика сердца". Он помогает развивать в девочках чувство нежности, мягкости, сердечности, женственности, мечтательности, радости в себе.

Этическое осмысление названных тематических разделов направлено на привитие, как уже отмечалось выше, этического сознания, а также хороших манер, обеспечивает понимание воспитанности как уважительного, доброго отношения к людям, качеств личности, одобряемых окружающими и позволяющих девочке иметь хорошие, ровные, бесконфликтные отношения с ближайшим окружением.

Формы обучения подчинены практике действий в режиме МИФА (мечтаем, играем, фантазируем, анализируем). Нет нужды доказывать, что ребенок учится играя, и, играя, он в три минуты выучит столько, что иным способом не выучит и за час. Для улучшения дружеских, добрых отношений в классе девочек проведены уроки общения:" Интервью", " Тайный друг", '"Цветок дружбы". Прорабатывались темы "О женской красоте", " Как любить взрослых...", "Хочу быть взрослой и чем измеряется взрос-лость", "Что такое гармония", "О моде". Проводились встречи с художником , скульптором, врачом, модельером, парикмахером, визажистом. У каждой девочки в домашней библиотеке подобрана специальная литература: Сухова Н. "Книга для девочек "Энциклопедия для маленьких принцесс", Тыра Ю. "Все для юных леди",Рукавчук Л. "Энциклопедия этикета", Волчек Н. "Современная энциклопедия для девочек", Пивовар Б. "Энциклопедия хороших манер".

Самое главное в сокровенном разговоре урока - не давать детям свое уже сформировавшееся понимание, свои взрослые мысли, а открыть им добрые сердца людей, живших и живущих в этом мире, помочь им захотеть жить такою же счастливой жизнью, как эти люда.

Программа "Этическая грамотность" призвана научить видеть и чувствовать Мир. Чтобы девочки усвоили какую-либо информацию о Мире (это и природа, и человек, и общество, и знания, и т.д.), им сначала надо полюбить этот мир. А любить - это значит уметь его видеть, чувствовать. И поскольку в культуре красоты будущего особенно великая роль будет принадлежать женщине, то сегодняшняя девочка, развивающая в себе высшие качества человека: чуткость, сердечность, нежность, сострадание, мудрость - будет способна продвигать вперед Мир.

Литература:
Азаров К.П. "Искусство воспитывать" . М; 1985 г.
"Воспитание и обучение девочек" - сборник, Н.Новгород, 1997 г.

Институт «Открытое общество»
Источник: http://www.opensocietyfoundations.org/
2004 г.