Институт «Открытое общество»
2002 г.

Номинация "Факультативы"

"Языки древних цивилизаций". Пушкова С.Б., школа №11, г. Тула

В настоящее время в учебные планы гимназий, лицеев, гуманитарных классов наряду с современными иностранными языками включается латинский язык и ряд других, не традиционных для нашей школы предметов гуманитарного цикла. Этот процесс отражает наметившуюся в нашем обществе тенденцию возвращения к общечеловеческим ценностям, среди которых античный мир занимает одно из важнейших мест. Теперь уже все понимают, что знание античной культуры является непременным условием формирования всесторонне развитой личности.

"Языки древних цивилизаций" - это историко-лингвистический курс, имеющий своей целью развитие познавательных способностей у детей, развитие их логического мышления, построение четкой системы взаимосвязи древних и живых языков, умение выявлять общие закономерности лингвистических явлений.

Курс "Языки древних цивилизаций" представляет собой органическое сочетание трех взаимодополняющих компонентов:
Элементы языкознания. (Ознакомление с некоторыми элементами языкознания с теоретическими определениями поможет быстрой адаптации детей при изучении этого лингвистического курса, даст им наиболее полное представление об общих языковых тенденциях и законах.)
Основы греческого языка. (Ознакомление с греческим алфавитом, правилами чтения, заучивание нескольких пословиц и афоризмов. Здесь прослеживается прямая связь курса "Языки древних цивилизаций" с такими учебными дисциплинами как история, литература, мировая культура.
Основы латинского языка.

Обучение древнейшим языкам с самого начала должно происходить с опорой на зрительный, графический образ, так как некоторые языки , например, латинский, в реальной жизни существуют только в письменной форме. Обучать надо одновременно чтению и письму.

Следовательно, дети должны уже достаточно хорошо уметь читать и писать на родном языке.

Параллельное изучение живого иностранного языка не только не мешает изучению латинского, но, напротив, оба языка взаимно дополняют и обогащают друг друга. Дети умеют писать латинские буквы, поскольку живой иностранный язык они уже изучают.НО еще важнее то, что появляется возможность проводить лексические сопоставления, давать детям начальные знания об этимологии, прививать интерес к анализу слова, его составу Дается представление о заимствованных словах - "словах-путешественниках", о словах общего корня во всех известных им языках, что явится базой для понимания в дальнейшем общеиндоевропейского лексического фонда.

Новизна предлагаемого нами подхода к изучению лингвистических дисциплин заключается в сочетании научного, объясняющего характера обучения с занимательной формой подачи материала, учитывающей возрастные особенности учащихся.

Лингвистический курс помогает решать и чисто практические задачи : знания по теории языкознания являются необходимой предпосылкой для приобретения устойчивых навыков владения родной речью, они помогают осознать природу грамматических категорий языка, упорядочить те знания, которые дети получают на уроках родного языка, не говоря уже о том, что ознакомление с универсальными законами развития человеческого языка является надежной базой для изучения иностранного языка.

Институт «Открытое общество»
Источник: http://www.opensocietyfoundations.org/
2002 г.