Институт «Открытое общество»
2002 г.

"Естествознание для гуманитариев". Пескова И.В., гимназия им.А.С.Пушкина (школа №25), г. Нижний Новгород
Участники проекта: Шаталова Н.В., преподаватель физики гимназии, Песков Н.Ю., к.ф.-м.н., с.н.с. ИПФ РАН, Булюбаш Б.В., к.ф.-м.н., ст. преподаватель НГТУ

Не секрет, что восприятие естественнонаучных дисциплин традиционно вызывает повышенную сложность у учащихся, особенно, с гуманитарным складом ума. Поэтому вопросы преподавания естественнонаучного цикла всегда вызывают острые дискуссии педагогов. Основываясь на опыте преподавания естественнонаучных дисциплин в нашей гуманитарной гимназии, мы попытались предложить некоторые оригинальные идеи и методические разработки, которые, как нам кажется, могут оказаться полезными для других школ с "гуманитарным уклоном" и не только.

В свете основной концепции гимназии как "создание условий для формирования широко мыслящей, творческой, свободной личности, направленной на преобразование себя и окружающего мира", основная цель преподавания естественнонаучных дисциплин видится нам не как изложение определенной суммы знаний и формирование конкретных умений ученика, а как развитие его индивидуальных способностей и создание условий для творческого проявления, т.е. формирование у ребенка активного (в противовес существующему сейчас в виде программ и учебников "готовому" знанию, ведущему к пассивности детей в процессе обучения, отсутствию, инициативы и творчества ребенка) живого знания, дающего возможность творчества. Тогда раскрытие индивидуальных способностей ребенка будет происходить при (через) получении этого знания, обеспечивая т.о. самореализацию ребенка в процессе обучения. Принципами, положенными в основу построения такого знания, должны быть эволюционизм как подвижная развивающаяся картина знания и витальность естественного образования как саморазвитие образования в ребенке ("витальное" образование - жизненное, в противовес "летальному" образованию - мертвому).

Кроме того, встает задача отказа от математизации предмета (вызывающей трудность для человека с гуманитарным складом ума) и поиск приемов и методов универсального изложения курса (таких например, как методы качественного исследования, феноменологические подходы, использование не абстрактных, а "живых" зрительных образов и т.д.) естественных наук и сохранение, по возможности, полноты этого изложения.

Основные идеи изменения содержания естествознания, выступающие как основа нового курса "Естествознание для гуманитариев" видятся нам как:
Перенесение центра тяжести с формирования конкретных знаний и умений на изложение общих идей, принципов и методологических вопросов. Главная цель витального обучения - ученик должен уметь добывать знания, получая их основу и не запоминая, как следствие, их ненужную часть.
Изложение эволюционизма науки, диалектического и синергетического принципа ее развития преследует целью показ культурологической, социальной, национальной, этической ценностей науки на основе исторического материала (противопоставляя эту идею частой подмене "Естественных наук" "Историей естественных наук").
Ориентация на естественнонаучный эксперимент как объединяющую основу естествознания. Эксперимент является источником развития, движущей силой, научным методом исследования и критерием истинности научного знания. Он прост, нагляден, витален, он активизирует познавательный процесс, ориентирует на активную жизненную позицию. С другой стороны, эксперимент теоретически нагружен и всегда подразумевает под собой осмысление (больше того - дает возможность разноуровневого осмысления) и, наконец, любой эксперимент неявно предполагает общий, целостный взгляд на объект исследования и, как следствие, на мир.
Сохранение единства и многообразия естественных наук как решение философской проблемы единичного и общего), поскольку невозможно общими подходами заменить "вкус" и прелесть оригинальной науки, и заведомо лишить (обделить) ребенка возможности реализации себя в конкретной области знания.
Разноуровневое построение курса с ориентацией на определенную познавательную модель, определяющую глубину взгляда на объект исследования.

Программное решение основных идей проекта "Естествознание для гуманитариев" представляет собой многоступенчатую разноуровневую единую интегрированную программу, состоящую из разных циклов, объединенных общностью идей, подходов, методов и даже структурно.

Первый блок программы - "Естествознание" (5 - 6 кл.): первое и общее знакомство учащихся с миром естественных наук: объектом их исследования, языком, подходами и методами. Основная цель этого цикла - накопление начальных (созерцательных) знаний и отработка общих понятий.

Второй блок (7-8 кл.): дробление предмета на "традиционные" составляющие (Физику, Химию, Биологию) при сохранении их внутренней новой содержательной общности (на основе исследовательского базиса в виде демонстрационного и лабораторного эксперимента в рамках схоластической и механической познавательной модели) и сбалансированности программ всех "составляющих" наук. Итогом этого блока является формирование устойчивой картины мира и выработка основных бытовых знаний и умений.

Третий блок (9-10 кл.): акцент на методологический и мировоззренческий аспекты, увеличение теоретической нагруженности эксперимента. Усложняется познавательная модель: статистическая и системная. Новым объединяющим элементом является цикл "Логика естествознания", где сделан акцент на общий единый подход исследования всех наук, изложение исследовательской программы, показывающей взаимосвязь объекта исследования, эксперимента и теории, а также проблему двух культур (естественнонаучной и гуманитарной), направленных от конфронтации к сотрудничеству.

Завершающий блок – "Естественнонаучная картина мира" (11 класс): обсуждение современных проблем мироздания. Разделенные науки в сознании ученика снова сливаются в единый организм, не ставится точка в изучении всех предметов, а открывается дверь в современный мир. Итогом двух последних блоков хочется видеть формирование творчески мыслящей личности с широким (планетарным, космическим) взглядом на мир.

Поиск новых форм и методов обучения. Главное для нас - создание особой творческой атмосферы урока, придающей витальность знанию, поэтому, в основу поиска положен личностно-ориентированный метод как метод, ориентированный на развитие личности. Вот некоторые предложения и разработки по активизации учебного процесса.
Введение в расписание "единого естественнонаучного дня" для каждого класса несет в себе важную идейную и психологическую нагруженность: структурно подчеркивает в сознании ученика целостность всех наук и усиливает его включенность в изучаемый материал.
Присутствие на каждом уроке естественнонаучного цикла курирующего преподавателя ("вергилия"). Эта фигура должна создавать особую атмосферу поиска на уроке: анонсировать каждый урок с точки зрения общих естественнонаучных взглядов и подходов, подчеркивать важные общие моменты разных предметных уроков и их специфику, создавать атмосферу дискуссии, диалога и т.д.
Интегрированные по нескольким предметам итоговые занятия (горизонтальные уроки), которые ведутся сразу несколькими преподавателями и преследуют своей целью показ общих и специфических моментов во взглядах разных наук на один и тот же объект (например, "Проблема непрерывности в физике и математике", "Случайность в природе, обществе, истории" и т.д.). Циклическое построение курса позволяет ввести также "вертикальные уроки", когда на одной лекции присутствуют разновозрастные дети двух (или всех) параллелей сразу. Эта форма позволяет подчеркнуть целостность, диалектику и незавершенность научного знания, а также научить ребенка работать с доступным ему объемом информации (вычленить ее из общего объема, понять и усвоить).
Активным методом работы по курсу являются семинарские занятия по изучению оригинальных работ классиков естествознания, которые одновременно с непреходящей научной значимостью несут на уроке историческую, социальную, национальную, культурную нагруженность, имеют особую лингвистическую ценность, открывая гуманитарию язык науки и особенности этого языка.
Экзамен по естественным наукам представляется трудной психологической нагрузкой ученика и часто зануляет момент его творчества. Контролем знаний ученика и его готовности к творческому исследовательскому процессу могут быть проведенные в гимназии конференции и симпозиумы, являющиеся завершением изучения темы. Такая конференция дает учителю возможность более глубокой проверки знаний учащихся, а ученику шанс найти и реализовать себя в конкретном исследовании. Сюда же стоит отнести конкурсы учебных работ и очень эффективный "конкурс ученических конспектов лекций", который наглядно показывает подготовленность учеников к восприятию материала, работе на уроке, с книгой, с информацией.

В итоге, хочется еще раз подчеркнуть, что основной задачей курса видится уход от вульгарного сокращения и примитивизации предмета, и все поиски преподавателей гимназии направлены на углубленное изучение предмета в рамках нового (гуманитарного) подхода. Мы надеемся, что заложенный идейный уровень и мировоззренческий аспект курса (даже при некотором сокращенном количестве конкретных знаний и умений) позволит достичь широты и универсальности гуманитарного образования, появлению интереса к предмету и витальности получаемого знания и, как следствие, возможности продолжения обучения в ВУЗе любого профиля.

Институт «Открытое общество»
Источник: http://www.opensocietyfoundations.org/
2002 г.