Институт «Открытое общество»
2002 г.

Номинация "Учебные курсы"

"Риторика". Новикова М.Ю., гимназия №38, г. Дзержинск

Именно слово, по мнению знаменитого физиолога П.И- Павлова, сделало нас людьми. Наука же, которая занимается проблемами аффективной коммуникации, является одной из древнейших; ее возраст исчисляется тысячелетиями.

Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста, необходимостью которой становится диалектическое единство формы и содержания. Наше общество, переживающее небывалый подъем общественно политической жизни, вывело живое слово на трибуну парламента, к теле- и радиомикрофону, сделало его орудием убеждения, воздействия на мысли и чувства. Естественно, что этим орудием следует пользоваться грамотно и умело. Поэтому риторика как учебная дисциплина ставит задачи - познакомить учащихся со спецификой устной речи, психологическими и лингвистическими средствами воздействия на аудиторию, помочь им овладеть практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия, сформировать потребность совершенствования своей речевой деятельности.

Цель курса "Основы риторики" – формирование у учащихся речевого поведения, практических навыков создания речевого произведения (текста) в устной и письменной форме, подготовки и произнесения публичной речи на различные темы (научную, социальную, политическую и т. д.) с учетом аудитории.

Путь к реализации данной цели - художественно-творческая и познавательная деятельность учащихся, воспитание в них чуткого отношения к слову как языковой единице и его возможностям. Решение задач курса решается на следующих этапах:
усвоение знаний, раскрывающих построение речевого произведения;
анализ образцов текстов, различных по жанру и стилю речи, а также публичных речей;
интерпретация речевых образов;
творческая деятельность в области красноречия.

Особенность данной программы состоит в том, что она объединяет три, практически самостоятельных, курса: "Основы риторики (Учимся говорить)" для 5 класса, "Основы риторики (Учимся общаться) для 6 класса", "Основы риторики" для 7-9 классов.

В системе гуманизации нашего образования курс "Основы риторики" в7-9 классах занимает особое место. Риторика не только служит интегрирующим курсом, позволяющим обобщить сведения, полученные учащимися в процессе изучения курсом "Русский язык", "Культура речи", "Стилистика" и "Литература", но, главное, использовать эти знания в речевой деятельности, умело оперировать ими. Содержание курса составляет система теоретических сведений по истории риторики, сведений о различных родах и жанрах красноречия, моделях публичной речи, их логических построениях, технике речи и нормах литературного языка применительно v ораторскому искусству, условиях и формах эффективной коммуникации.

Основное учебное время отводится активной практической деятельности.

Работы учащихся.

Медвежья логика. Марина. Манасина.

Укусил медведя комар. Прямо в нос. Задумался медведь: "Ну и времена настали! Счастливая жизнь, нечего сказать! Комарье проклятое! Всех бы насекомых прихлопнул! Да и земноводных заодно! А млекопитающие? Тоже хороши! Ишь, уши развесили, шерсть отпустили.

Лес называется! Тоже мне деревья! Скажите, пожалуйста, птицы какие! Крыльями размахались. Думают, что если они в воздухе, так их не тронь. Ну и воздух! Атмосфера! Дышать нечем! А земля - то! Земля! Планета, видишь ли! Курам на смех! Гнать ее с орбиты, и весь разговор! Ишь, вокруг Солнца забегала! Нашла себе светило. Только по галактике и слоняется. Да разве это галактика? Разве такие галактики бывают? Разогнать ее и не пускать во Вселенную! Тоже мне Вселенная нашлась! А что в ней, во Вселенной, хорошего? Один приличный медведь на все мироздание!".

Человек. Екатерина Носова.

Я не знаю, что такое человек. Но знаю, что им трудно быть. Меня трудно назвать дарвинистом, и я думаю, что человек - не один из продуктов эволюции, но нечто, явившееся при слиянии огня и льда. Это случилось давно, но и по сей день наше начало не даст нам покоя. Человек рождается с холодным разумом и пламенной душой, которые спорят между собой за право главенствовать над поступками человека. Эта двойственность преследует человека с рождения и до смерти. Есть такой миф о происхождении человека: существовали некогда творения, похожие на людей, но о двух головах, четырех руках, четырех ногах. Прогневали они своего бога, и тот в наказание разделил их. Теперь где-то по земле бродит наша вторая половинка. Поэтому при этой двойственности человек еще "не полный". Кому-то дано рисовать, кому-то сочинять стихи, и единым целым можно стать только отыскав эту половину.

А еще у человека есть крылья, у каждого человека. Только не каждый может ими воспользоваться, но они есть. Они сложены за спиной и, задремав, ждут своего часа. А еще у человека есть сердце. Сердце не как орган кровеносной системы, но как нечто, неподдающееся описанию, нечто, что надо почувствовать, а не понять. Вспомните Маугли, когда у него проснулось сердце, простое человеческое сердце, как ответила ему Багира: "Оно проснулось и заболело". Так, просыпаясь, начинают болеть и наши сердца, и тосковать по чему - то. Но если говорить о роли человека в том мире, то я считаю, он пришел созидать, не разрушать, хотя он об этом не всегда помнит. Но у каждого человека есть момент, когда у него болит сердце, душа, он начинает творить, и в боли рождается нечто, остающееся в веках. И вот тогда вырастают крылья!

Жизнь. Гуменюк Елена

Ее нельзя описать, о ней нельзя рассказать... У нее нет возраста. Нельзя сказать, какой у нее тип лица, цвет глаз, длина волос. Но она существует. Она- везде. Она- внутри нас, она- вокруг нас. Ее знают все: и трехмесячный ребенок, и девяностолетний старец. Но ее нельзя описать, потому что она разная. Для кого- то это- старуха, сухая, "маленькая старушонка с востренькими злыми глазками и шеей, похожей на куриную ногу". Глубокие борозды морщин и "поредевшие сальные волосы"... Но она существует!... А для кого- то это- младенец. Такой чистый, нежный. Пухлые щечки, пухлые губки и голубые глаза, широко открытые на мир, впитывающие все, что происходит вокруг. И он тоже существует! Он живет и жаждет жить.

А для кого-то это- девушка. Простая девушка. Хотя нет, не простая, а красивая, очень красивая, блистательная блондинка. Но кроме внешности у нее ничего нет, В блестящую обертку можно завернуть все, что угодно... А может быть, это девушка, но с фигурой не 90-60-90. Обычная серая мышка, но что в ней привлекает- так это глаза. "Глаза - зеркало души". А душа у нее красивая. Какой богатый внутренний мир! Какое доброе сердце! И она тоже живет.

А может быть, это вовсе и не девушка, а юноша, или мужчина средних лет, или... Или… ничего. Огромное черное пятно. Пустота, вакуум... Хочу верить, что это не так, хочу, чтобы для меня и для всех, кого люблю, это был младенец. Такой чистый, такой нежный. Пухлые щечки, пухлые губки и голубые глаза, широко открытые на мир, впитывающие все, что происходит вокруг…

Многочисленные творческие работы и выступления учащихся возможность проявить художественное дарование, итог активной речемыслительной деятельности школьников.

Институт «Открытое общество»
Источник: http://www.opensocietyfoundations.org/
2002 г.