Багровников Николай Адрианович.

Родился в 1953 году. Окончил исторический факультет Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (1977 г.); аспирантуру философского факультета МГУ (1991 г.). Кандидат философских наук. Тема кандидатской диссертации: "Концепции и политика СДПГ по интерсоциальным проблемам в 80-е годы". В настоящее время - доцент кафедры философии Нижегородского коммерческого института. Сфера научных интересов: история, культура, политика Германии; история и культура эпохи Реформации, искусство немецкого Возрождения, немецкая графика, книжное дело и книжная иллюстрация.

Основные научные работы:

Берлинская программа СДПГ о культуре и культурной политике. - Нижний Новгород: Нижегород. мед. ин-т. Депонирована в ИНИОН РАН 30.11.92. № 47350. 0,8 п.л.

О категориях времени и пространства в "Апокалипсисе" Альбрехта Дюрера. - Нижний Новгород: Нижегород. мед. ин-т. Депонирована в ИНИОН РАН 14.05.92. № 46493. 2,2 п. л.

О типологической основе форсированных культур XX века. - Нижний Новгород: Нижегород. мед. ин-т. Депонирована в ИНИОН РАН 19.03.93. № 474807. 0,8 п.л.

О приоритетной ценности социальной безопасности в региональном пространстве независимых государств // Гуманистические ценности современного общества. Межвузовский сборник. - Нижний Новгород: НГПИ им. М.Горького, 1993. 0,4 п.л.

Берлинская программа СДПГ о свободе, справедливости и солидарности // Свобода и справедливость - диалог мировоззрений. Материалы симпозиума 12-13 мая 1993 г. - Нижний Новгород: ВВКЦ, 1993. 0,4 п.л.

Понятие "форсировка культуры" и его современное значение // Возрождение России и русская общественная мысль. Материалы научной конференции. - Нижний Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 1993. 0,1 п.л.

О роли духовной культуры в осуществлении демократических реформ // Обновление России как Возрождение духовности: традиции и новаторство (тезисы докладов республиканской научной конференции). - Нижний Новгород: Общероссийская Академия человековедения, Нижегородский сельскохозяйственный институт, 1994. 0,1 п.л.

Социал-демократы ФРГ о роли художественной культуры в обновлении общества // Традиции и обновление. Диалог мировоззрений: материалы научного симпозиума. - Нижний Новгород: ВВАГС, 1995. 0,4 п.л.

Об экономической основе культуры Возрождения // Культура и мир: Восток-Запад. Тезисы докладов участников международной научной конференции (19-22 сентября 1995 г.) - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 1995. 0,2п.л.

Карнавальный диалог в эпистолярном наследии Альбрехта Дюрера // Нормы человеческого общения. Тезисы докладов международной научной конференции. - Нижегородский лингвистический университет, 16-18 сентября 1997 года. - С. 174 - 175. 0,2 п.л.

Карнавальные элементы в графике Эрхарда Альтдорфера // Культура и цивилизация: вопросы теории и истории. Межвузовский сборник научных трудов. - Нижний Новгород: НКИ., 1998. 0,5 п.л.

К истолкованию символического содержания одной из гравюр Любекской Библии // II Международная нижегородская ярмарка идей. - Нижний Новгород: Общероссийская академия человековедения, 1999. 0,1 п.л.

Эстетические взгляды Альбрехта Дюрера в контексте гуманистической этики // Проблемы человека в современной науке. - Нижний Новгород: НКИ, 1999. - С. 49 - 86. 2 п.л.

В 1993 - 1999 годах Н.А. Багровниковым была написана монография:

Рецензнт: В. М. Володарский - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник института истории РАН, заслуженный работник культуры Российской Федерации (Москва);

Ответственный редактор: И. Н. Осиновский - доктор исторических наук, профессор Московского государственного педагогического университета (Москва).

УДК 002.2 (430) "715":761
ББК Щ103 (44) 43я6
Б - 14

Н.А.Багровников. Диалог традиций и новаторства в ксилографиях Любекской Библии. Монография. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета, 1999. - 247 с., 107 илл.

Nikolai Bagrownikow. Dialog der Tradition und der Novation in den Xylographien der Lubecker Bibel. Monographie. Nizhny Novgorod: Verlag von Nizhny Novgorod Staatsuniversitat, 1999. 247 s., 107 Abb.

В книге впервые в отечественной литературе осуществлено культурологическое исследование первой полной немецкой Библии, изданной в 1534 году в Ганзейском городе Любеке, и ее иллюстраций, выполненных художником и архитектором Эрхардом Альтдорфером (1490-1562). Определены место Любекской Библии в широком потоке немецкой книжной продукции эпохи Возрождения и Реформации и ее роль в утверждении протестантизма в Нижней Германии.

Предназначена для культурологов, историков, преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных специальностей, а также всех интересующихся историей культуры.

Die Monographie von Nikolai Bagrownikow ist zum erstenmal in der Wissenschaft Rub lands die allgemeinkulturelle Forschung der erster ganzen Bibel in Niederdeutsch, die im Jahre 1534 in der Hansesstadt Lübeck verlegt wurde, und auch ihrer Holzscnitte, die vom Künstler Erhard Altdorfer (1490 - 1562) gemacht wurden. Da durch wird die hohe Bedeutung der Lübecker Bibel für Reformationzeit und für deutsche Buchdruckkunst gezeigt.

Für alles Leser, die interessieren sich für die Fragen der Kunst und der Kultur der Wiedergeburt und der Reformationzeit.

ОТ РЕДАКТОРА

Монография Н.А.Багровникова впервые в отечественной науке знакомит читателя с выдающимся памятником европейской культуры XVI века - первой полной немецкой (лютеровской) Библией, изданной в Ганзейском городе Любеке в 1534 году. На солидной источниковедческой базе и широком материале специальной литературы по истории Возрождения и Реформации автору удалось создать серьезное комплексное исследование, посвященное важной и все еще недостаточно изученной проблеме связи и соотношения традиций и новаторства в немецком искусстве первой половины XVI столетия.

Исследование творчества видного немецкого художника и архитектора Эрхарда Альтдорфера, его знаменитых ксилографий к Любекской Библии, позволило автору нарисовать яркую и впечатляющую картину из истории культурного движения в Германии эпохи Реформации. При этом его несомненной удачей явилось умелое сочетание сугубо искусствоведческого анализа с культурологическим и широко историческим походом к проблеме исследования.

Любекская Библия рассматривается как выдающийся памятник истории книги эпохи Возрождения и Реформации. Автор показал, что он достаточно профессионально владеет методикой книговедческого исследования. Но что не менее важно, автору удалось удачно сочетать книговедческий анализ с тщательным искусствоведческим исследованием весьма значительного по объему и сложного по содержанию изобразительного материала, т.е. практически всего корпуса гравюр Любекской Библии.

Наконец, удачно поставленная проблема диалога традиций и новаторства в ксилографиях Эрхарда Альтдорфера рассматривается в книге на широком историческом фоне идеологических и культурных процессов и столкновений эпохи Реформации.

В итоге автору удалось не только определить место Любекской Библии в широком потоке немецкой книжной продукции XVI в., но и всесторонне осмыслить и убедительно показать значение этого литературно-художественного памятника в распространении и утверждении протестантизма в Нижней Германии.

И. Н. Осиновский

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Путь к этой книге был долгим и непростым. Отдельные и весьма важные методологические аспекты данной темы, касающиеся эпохи Ренессанса и искусства немецкого Возрождения, еще в 1973 - 1977 годах плодотворно обсуждались с доктором исторических наук Е.В.Кузнецовым и кандидатом искусствоведения В.А.Филипповым. Первоисточник для исследования был подсказан в 1984 году доктором исторических наук В.И.Марковиным. Большую помощь автору оказали Библиотека Ганзейского города Любека (ФРГ): директор - господин Йорг Флигге и Отдел научной информации Национальной библиотеки Австрии в лице госпожи Беттины Канн.

Автор глубоко признателен старшему научному сотруднику Института всеобщей истории РАН, кандидату искусствоведения, заслуженному работнику культуры Российской Федерации Всеволоду Матвеевичу Володарскому и профессору Московского государственного педагогического университета, доктору исторических наук Игорю Николаевичу Осиновскому. Они взяли на себя труд прочтения данной работы в ее первозданном виде, ее редактирования и рецензирования. Благодарю их за внимание, советы и сделанные ими ценные замечания.

Считаю приятным долгом отметить здесь имена специалистов, сотрудников Нижегородского коммерческого института, чье активное содействие и высокий профессионализм способствовали формированию эстетического облика монографии. Это Е.В.Пашинина, выполнившая многотрудную и кропотливую работу по компьютерной обработке и графическому редактированию иллюстраций; а также группа технической поддержки в лице В.Л.Горбунова, К.Н.Грошева, М.А.Никифоровой, Н.С.Шубиной, А.Б.Торгашова, А.Л.Чернова, В.Г.Чистякова, С.В.Селезенева, О.П.Михеевой. Особая благодарность А.Л.Винокурову, Ю.Н.Панкратову, всему коллективу типографии НКИ, успешно решавшему технические проблемы, связанные с изданием этой книги.

Перевод резюме на немецкий язык выполнен сотрудниками кафедры иностранных языков НКИ - доктором педагогических наук И.В.Петривней и кандидатом исторических наук В.Б.Захаровым. Выражаю благодарность Е.Б.Копытову (Нижний Новгород) и Ю.Ю.Моргунову (Москва). Они сделали высококачественные фотографии с оригинала, которые были нами использованы.

"Нижегородский коммерческий институт"
http://www.nnki.ru/
2002 г.